Противодействие терроризму и экстремизму
Терроризм – явление комплексное, то и противодействовать ему возможно, консолидировав разные уровни ответственности и разные позиции. Иными словами, это и уровень спецслужб, и уровень воспитателей, и уровень администрации учебных учреждений, и уровень органов местного самоуправления. Противодействие терроризму становится приоритетной задачей для всех профессионалов, которые занимаются этой проблематикой и призваны решать широкий спектр своих конкретных задач.
В современном мире образование должно служить двум основным миссиям: первая миссия – это, конечно, обучение и воспитание. Воспитание – это трансляция устойчивых ценностей и норм, из которых человек осуществляет выбор и совершает практические действия. В современном мире именно иерархическая структура ценностей и норм, к сожалению, расшатывается в молодежной среде. Набор ценностных установок и норм у молодежи остается таким же, как у нас, но они не сбалансированы, не иерархично внутренне устроены. И, следовательно, они порождают эклектичный тип сознания и произвольные действия.
В этой связи, кроме воспитания, вторая миссия образования – это консолидация общества. Потому что именно в сфере образования пересекаются интересы практически любого жителя Российской Федерации. И в этом смысле полипрофессиональные позиции и поливозрастной уровень – это и есть взаимодействие этой разности в сфере образования, и это может служить консолидации нашего общества.
Противодействие идеологии терроризма – это комплексный вопрос. Противодействовать – это надо понимать, что ты будешь делать, что ты будешь говорить, какие знания ты будешь вкладывать детям, какие навыки должны получить родители, какие компетенции получат учителя школ и преподаватели вузов.
Федеральным законом № 35-ФЗ 2006 года «О противодействии терроризму» терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или 5 международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Под идеологией насилия (идеологией терроризма) понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней.
Идеологическая экспансия направлена в первую очередь на молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, которая в силу мировоззренческих и психологических особенностей восприимчива к радикальным идеям и в дальнейшем способна пополнить ряды террористических структур.
Наибольшую активность проявляет террористическая организация «Исламское государство», пропагандистские структуры которой вещают на 23 языках. Третье место по объему занимают материалы на русском языке, уступая лишь арабскому и английскому. Очевидно, что исламисты делают ставку на привлечение к своей преступной деятельности русскоязычного населения.
Особое место в оказании идеологического воздействия придается Интернету и социальным сетям, возможности которых используются в качестве средств связи, для координации экстремистской и террористической деятельности, поиска источников финансирования, инструмента вербовки и самовербовки новых членов радикальных структур. В Интернете также размещаются инструкции по изготовлению средств террора.
В настоящее время реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы, который направлен на решение 3-х задач:
• разъяснение сущности и общественной опасности терроризма, формирование стойкого неприятия обществом идеологии терроризма;
• создание и задействование механизмов защиты информационного пространства РФ от проникновения в него идей, оправдывающих террористическую деятельность;
• формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.
В федеральные государственные образовательные стандарты включены соответствующие разделы о равноправии национальных культур и религий, профилактике дискриминации и ксенофобии. Регламентированы особенности изучения основ духовно- нравственной культуры народов России, вопросы получения теологического и религиозного образования. С 2012–2013 учебного года в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».